САМАРСКИЙ САЙТ

 
Начало
Туризм
Транспорт
Торговля
Карта
Разное
Фотогалереи
Статьи
Вопросы
 

Погода
Погода на rp5.ru


Снежный апокалипсис
(23.01.08-24.01.08)

Как живет ночью самарское метро

Корреспондент «Комсомолки» спустилась в подземку в ее нерабочие часы

        В ночную подземку просто так не попасть - нужно очень постараться. Ведь все, что делает каждый из посетителей, снимается на камеры видеонаблюдения, записывается и сохраняется. Охрана никогда не проморгает даже подростка, пытающегося накалякать свои художества на стенах станции, поэтому метро и считается самым безопасным транспортом.
        После долгих переговоров спуститься в святую святых нам все-таки позволили.

Здесь ценят точность

        Стрелки часов приближались к полуночи, когда мы очутились на станции метро «Российская». На платформе малолюдно: мы с фотографом да еще одна женщина очень усталого вида с сумками. Поезд подъезжает по графику, и вот мы уже сидим в ночном вагоне. Кроме нас здесь находятся пара пассажиров и работники метро, бодрые, свежие и одетые в ярко-рыжие рабочие жилеты. Такая одежда необходима, чтобы быть заметным в тоннеле. Ведь работать приходится на путях, где по ночам ходит проверочный и ремонтный транспорт.
        Мы на территории электродепо. Это сердце самарского метрополитена. На входе вахтер скрупулезно записывает данные каждого (строго по предоставленным документам!) в специальный журнал, отмечая время вплоть до каждой минутки, и только после этого пропускает нас. Главный принцип работы метрополитена - пунктуальность. Работники метро никогда не опаздывают. Точность до минуты считается нормой, точность до секунды - очень желательным «пунктиком».
        - А что нужно, чтобы попасть на работу в метро? - интересуюсь у мастеров.
        - Да ничего особенного! - улыбаются они в ответ. - Нужно всего-то быть профессионалом в своем деле, отчаянным реалистом, стопроцентно здоровым и ответственным человеком. А главное - нужно четко и ясно понимать свою цель. Вот мы здесь для чего? Да для того, чтобы днем никто из пассажиров не упал и не сломал себе ногу, чтобы вокруг не было грязи, поезда не опаздывали, дышалось легко. Вот для этого мы и выходим в ночь.
        В отделе дефектоскопии работают операторы на специальной тележке. Она на больших колесах, с ручкой и экраном, на котором изображена куча непонятных букв, цифр и символов. Ее выпускают на пути каждую ночь, ведь хотя рельсы и прочная вещь, неожиданности могут случиться всегда. А метро неожиданностей не допускает. Такую машину и саму специально проверяют, чтобы она беспрекословно находила все неисправности. Для этого на отдельном стенде, стоящем в помещении мотодепо и имитирующем железнодорожное полотно, создаются искусственные дефекты, на них машину и настраивают.
        Следующий пункт нашей прогулки - ОРП (отстойно-ремонтные пролеты). Здесь поезда стоят по ночам. Их встречают, осматривают, моют и снова провожают в путь. Для каждого состава у дежурных по депо есть свой специальный журнал, куда машинисты каждый вечер записывают, были ли в работе замечания и какие. Затем под высоким напряжением рабочие проверяют работоспособность состава. После такого осмотра к работе приступают уборщицы, которые моют вагоны, сиденья, стекла, убирают мусор.
        Пост - это сердце станции, именно здесь работники управляют светофорами. Только вместо зеленого они светят машинистам синим. Есть в метро и обычные «дорожные стражники» красно-желто-зеленой гаммы, но они предназначены только для хозяйственных машин, чтобы машинисты знали, кому и куда позволено ехать.

Пересчитают всех!

        По графику на каждую станцию приезжает группа инкассации - вынимать жетоны из бункеров внутри автоматов.
        - Вы думали, это просто жетончики из пластмассы? - спрашивают меня работницы метро.
        - Это же настоящие деньги! И с ними нужно обращаться осторожно, охрана им не помешает.
        После выгрузки жетоны помещают в специальную машину, а человек смахивает их прибором, напоминающим миниатюрный веник, в воронку. Сначала перед процедурой жетоны считаются внутри автоматов. Ну а самих пассажиров, которые проходят через них, считают специальные детекторы. К вечеру все данные поступают в Управление самарским метрополитеном. Таким образом, к концу дня руководство знает абсолютно все о том, как работает их детище, сколько человек проехали в поездах, сколько из них приобрели жетончики, а сколько - прошли бесплатно по сезонкам или другим льготам.
        Почему в метро всегда тепло
        В тоннелях по ночам работают уборщики и дорожные мастера. Уборщики собирают мусор с путей (он там все-таки оказывается каким-то образом!), мастера ремонтируют пути, приводят их в порядок и выравнивают рельсы. Это нужно, чтобы электричка во время поездки не качалась в разные стороны, а шла плавно. Обходчики каждую ночь проходят все пути и простукивают рельсы, проверяют крепость болтов, шурупов и следят за состоянием шпал.
        Нам выдают рыжие жилеты, и мы вместе с обходчиками спускаемся на пути. К моему удивлению, там оказалось достаточно тепло. Руководство делает все, чтобы работники не замерзли. На входе в тоннель установлены тепловые завесы - за счет этого температура внутри никогда не опускается ниже 15 градусов тепла.
        Перегоны метро, по которым мы едем считанные секунды, на самом деле очень длинные, а в конце станций находятся стрелки, с помощью которых поезда переводятся на другой путь, чтобы вернуться в обратную сторону. Идти по рельсам нам пришлось очень осторожно, ведь под шпалами есть грунтовые воды. Это нормально, но если их скапливается слишком много, специальные ремонтные бригады тут же заделывают все лишние щели. Сырость не лучшее украшение для тоннеля подземки. Идя по шпалам и рельсам, хотя и с отключенным напряжением, я все-таки чувствую себя немножко неуютно: кто знает, кому приспичит срочно промчаться прямо по нам на электричке?
        - А нас поезд какой-нибудь не собьет? - опасливо оглядываясь назад, интересуюсь я.
        - Да нет, что вы! - успокаивают меня сотрудники метро. - Ведь напряжение, как вы помните, давно отключили. Ехать по путям могут только хозяйственные машины. Мы же в жилетах, они нас заметят! Ну в крайнем случае - прижмемся к стеночке.
        Высота платформы небольшая - всего-то метра полтора, не больше. Да и спрятаться в случае падения есть где. Так что если вы вдруг упадете на пути, главное - не паниковать. Хотя, скорее всего, вас сразу же заметит охрана, после чего напряжение на путях отключат, а вас извлекут целым и невредимым. Но лучше, конечно же, не сваливаться на рельсы, соблюдать меры безопасности и не заходить за ограничительную линию до прибытия поезда.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Стоимость проезда для граждан - 10 рублей.
Себестоимость проезда - 18,1 рубля.
В штате самарского метрополитена работают 1108 человек.
В среднем за сутки метро пользуются 53,5 тысячи горожан.
Данные за 1 квартал 2008 года на 10 апреля 2008 года.

Анна Мишина
газета "Комсомольская правда" (Самара)
http://www.kp.ru/daily/24091/322031/
 
4.05.2008

 
 
   
443000, Россия, г.Самара

(c) copyright by Alex, 2008                

Hosted by uCoz