Чем бы власть ни тешилась, лишь бы народу было хорошо. Люди,
облеченные властью, в метро, как правило, не ездят. А вот среди
простых самарцев этот вид общественного транспорта становится все
более популярным.
Несмотря на то, что в Самаре всего 9 станций метро, люди-то
подземкой пользуются! Да и многие регулярно ездили бы на метро, если
бы жили рядом с одной из станций. И малое их количество казалось
трудностью временной — открыли же в конце концов «Российскую»,
говорили, не за горами пуск «Алабинской». Строительство ее,
рассказывали, идет ударными темпами...
Прошло около четырех лет. Обещанные поначалу стахановские темпы, так
и не достигнув своих высот, вошли в крутое пике. В итоге работы
совсем остановились, и сроки сдачи станции «Алабинская» сейчас не
назовет ни один астролог. И уж вовсе в необозримом будущем маячит
окончание строительства хотя бы первой ветки нашего метро.
Что же такого судьбоносного в «Алабинской», застопорившей развитие
самарской подземки? Вообще, успех любого дела подобного масштаба
определяют всего три составляющие: желание, усердие и
финансирование. Поначалу хватало всего. Даже с лихвой. Федеральная
казна щедро спонсировала строительство — ежегодно выделялись
солидные суммы в полмиллиарда рублей. Рвению областных чиновников
тоже можно было позавидовать. Деньги с радостью осваивались, а с
телеэкранов непрерывно звучали бодрые фразы, общий смысл которых
сводился к «ударным темпам» и «всеобщему трудовому энтузиазму». В
общем, лозунги гремели, достойные времен строительства социализма.
Подрядчики, разумеется, тоже зарплату получали не зря и трудились не
покладая рук. За дело взялись усердно, не побоялись даже перекрыть
Ново-Садовую — одну из центральных магистралей города. Временами
казалось, что «Алабинская» и вправду вот- вот откроется. Однако не
тут-то было.
Официально считается, что планомерному развитию самарского
метрополитена помешал кризис. Хотя наверняка не все так однозначно.
Так или иначе, вот что мы имеем: в 2009 году из федерального бюджета
на строительство метро в Самаре выделили всего 140 миллионов рублей.
Субсидия — скромнее некуда, особенно если учесть, что в ту же Казань
кризис не помешал направить сумму, почти в четыре раза большую. Что
ж, делать нечего — спорить с высшей властью непросто, и «выезжать»
пришлось на областном бюджете. Облправительству такой финансовый
расклад наверняка по душе не пришелся. Оно и понятно — одно дело
вольно распоряжаться федеральными деньгами, а совсем другое - нести
основное финансовое бремя самому.
Вскоре стало еще хуже. Пошли разговоры, что финансирование
самарского метро из федеральной казны прекратится вовсе. Приходилось
судорожно решать, как и с кем делить ответственность за безденежную
подземку. А тут очень вовремя и статья в законе подвернулась,
согласно которой объекты капитального строительства, впоследствии
предназначенные для эксплуатации городом, не могут финансироваться
из регионального бюджета. Следовательно, на плечи города
строительство метро свалить и нужно — вот он, выход-то!
При этом никого не волновало, что муниципалитету в принципе не по
силам такая забота. Область даже с щедрой руки пообещала
поучаствовать в проекте материально — отвалила аж 50 миллионов
рублей. Неважно, что это капля в море даже против прошлогодних
трехсот и что только для поддержания «Алабинской» в нынешнем
состоянии ежегодно требуется 70 миллионов рублей. Одним словом,
объект был обречен на «замораживание» на неопределенный срок. На
столь же неопределенный срок город имел бы удавку, мешающую движению
по Ново- Садовой.
Министерство строительства и ЖКХ неожиданно заявило о желании снова
взять метрополитен под свое крыло. Так или иначе, все вернулось на
круги своя. И кто бы мог подумать? К уже выделенным 50 миллионам
немедленно нашлись еще 280!
Тем не менее главное в этой истории то, что деньги нашли и
Ново-Садовую все-таки, быть может, откроют. Пусть даже это и
напоминает очередной политический спектакль. Ну чем бы власть ни
тешилась, лишь бы людям в итоге было хорошо.
Александр Бурнаев, руководитель городского департамента
строительства и архитектуры:
- Метро в любом случае будет построено. Здесь моя позиция проста:
неважно, что нас обвинили во всех грехах, важно, что в конце концов
наши действия привели к тому, что выделено 300 миллионов рублей. Нам
пытались передать объект, не приведя в порядок документацию. На все
выделяли 50 миллионов рублей, хотя реально месячных расходов — около
80 миллионов. В итоге строительство метро на баланс мы так и не
взяли. В области приняли решение оставить его у себя и тут же
выделили себе любимым 300 миллионов, которых раньше не было. Хоть
для консервации и этой суммы недостаточно, повод радоваться есть. За
эти деньги можно будет хотя бы открыть Ново-Садовую. Сейчас вопрос
пуска движения по этой улице — первостепенны.
Дмитрий Караулов
Источник:
http://gorod.samara24.ru/news/society/2010/04/30/podvodnye_kamni_podzemki_/
30.04.10
|