Следующая,
десятая, станция - «Алабинская»... Эти слова пассажиры самарской
подземки услышат только через два года. Сейчас же на пересечении
улиц Ново-Садовой и Осипенко во всю кипит работа. Уже проложены
перегонные тоннели от станции «Российская». Да и сама «Алабинская»
готова на 50% - закончен первый этап возведения станции. Мы
решили своими глазами посмотреть, как идут работы, надели каску
и спустились под землю.
300 метров в год
Метро уже давно стало главным видом транспорта в
городах-миллионниках во всем мире. Именно при помощи подземки
десятки тысяч людей ежедневно перемещаются с городских окраин в
центр и обратно. Правда, в России развитой системой
метрополитена могут похвастаться лишь два города - Москва и
Санкт Петербург. Хотя «подземка» есть еще в пяти городах страны:
Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Казане и Самаре.
За 23 года у нас появилось всего одна ветка из девяти станций.
Все те самарцы, которые пользуются метро, довольны ее работой,
но абсолютно всех не устраивает ее протяженность, которая
составляет всего 11,4 км. В 1987 году, когда открылся тогда еще
Куйбышевский метрополитен, счастливые пассажиры и предположить
не могли, что скоростной транспорт превратится в самый
масштабный долгострой региона. За два с лишним десятилетия
самарское метро ежегодно увеличивалось в среднем на 300 метров.
Открытие десятой станции - «Алабинской» - планируется в лишь в
2012 году.
Половина станции построена
Первое, что бросается в глаза, попадая на стройку, - это то,
что здесь кипит работа. Из ворот выезжают самосвалы, рабочие
сваривают какие-то трубы, в сторону котлована медленно ползет
небольшой экскаватор.
- В данный момент выполнены строительные работы по проходке
перегонов от станции «Российская» до «Алабинской» и первого
этапа возведения станции, который включает строительство
вентсбойки №2, венткамеры, вестибюля №2 и платформы, - говорит руководитель
управления по технадзору за строительством метрополитена
министерства строительства и ЖКХ Самарской области Александр
Рассказов. - Фактически построена половина станции.
Заканчиваются работы по выносу инженерных коммуникаций от улиц
Соколова до Осипенко.
Внимательно осмотрев то, что происходит на поверхности, -
спускаемся под землю. Вход на новую станцию будет около областной
библиотеки. Уже установлены бетонные каркасы для лестниц, хотя
самих ступенек пока нет. Приходится аккуратно идти по
деревянному трапу.
Неожиданно из солнечного утра попадаем в полумрак. С непривычки
не знаешь, куда дальше идти - из бетонных стен торчат трубы,
стоят какие-то, пока еще непонятные, элементы вестибюля. Немного
привыкнув к темноте, видим вход в саму станцию.
Будут деньги - будет метро
Станция располагается на относительно небольшой глубине от
поверхности, поэтому опять приходится пользоваться деревянными
трапами.
Готовность станции такова, что увидев на воротах на стройку
плакат с изображением станции, воображение моментально
«достраивает» отсутствующие детали. Сложилось такое впечатление,
что на станции не хватает лишь отделки. Хотя в действительности
работы еще предстоит очень много.
Заглянув в один из туннелей, обнаруживаем огромный вентилятор и
воду на месте будущих путей.
- Это нам «Самараводоканал» преподнес неприятный «подарок», -
объясняет Рассказов. - 7 сентября лопнула труба и произошло
затопление. Это повлекло увеличение сроков некоторых работ. Но
сейчас все в норме. Коллектив выполняет все поставленные задачи,
стройка наращивает свои темпы.
В этом году областной бюджет выделил на строительство метро 500
млн рублей. А вот федеральных средств получить не удалось. Как
ни странно, из-за бездействия городской администрации.
В пример самарской горадминистрации можно привести позицию мэрии
Екатеринбурга. В казне Екатеринбурга на эти цели на 2010 год
предусмотрено 2,2 млрд рублей. В дополнение к этим средствам с
июня метростроители начали получать первые денежные транши по
кредитной линии, выделенной Сбербанком России под гарантии
муниципалитета. Сумма кредита составляет 3,9 млрд рублей.
Благодаря этому решению мэрии ожидается, что в конце 2011 года в
Екатеринбурге будут сданы две новые станции, что позволит
увеличить загрузку метрополитена на 30%. Таким образом, в
следующем году более «молодой» Екатеринбургский метрополитен
догонит самарский по количеству станций и обойдет по
протяженности.
Что касается Самары, то в настоящее время правительство
Самарской области решает вопрос о получении на строительство
метро из федерального бюджета 500 млн рублей. Софинансирование
из бюджета области составит такую же сумму. Все это дает
основания надеяться, что строительство метро будет продолжено. И
с открытием новой станции хоть немного решаться транспортные
проблемы города.