Конец прошлого года для самарских метростроителей и эксплуатирующей
организации – МП г.Самара «Самарский метрополитен» – ознаменовался
юбилейной датой. Коллективы этих организаций отметили 20-летие со
дня открытия самарского метро.
Для Самары сейчас особенно актуально активное строительство и
развитие метрополитена, ведь наличие в мегаполисе разветвленной,
охватывающей большинство районов города «подземки» – один из
способов значительного уменьшения автомобильных пробок. Первый
заместитель директора, главный инженер МП г.Самары «Самарский
метрополитен» Сергей Шамин рассказал корреспонденту SAMRU.ru о
проблемах и перспективах развития самарского метрополитена.
- Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, с чего началась
история самарского метро?
- 25 декабря 1987 года от станции «Юнгородок» до станции «Победа»
прошел первый поезд, на котором проехали первые пассажиры – жители
города Самары. Первый участок имел протяженность 4,1 км. К
настоящему моменту открыто 9 станций, и протяженность всей линии
составляет 10,2 км.
- А что вы можете сказать о новой, недавно открывшейся станции?
Что изменилось с ее открытием?
- 26 декабря 2007 года к своему юбилею самарский метрополитен
приурочил открытие станции «Российская», которая приблизила его к
центру мегаполиса, что существенно сказалось на востребованности
метро – с открытием «Российской» пассажиропоток увеличился примерно
на 40%. Отмечу, что эта станция строилась по «береговому» принципу
(имеется в виду расположение платформы и путей, по которым движутся
поезда). Если раньше, при «островном» варианте, люди садились и
выходили на платформу, находящуюся между путями, то теперь платформа
находится с краю. Такой вариант строительства уже применялся в
метрополитенах других городов, в том числе Москвы, в Самаре же он
применен впервые, «Российская» –единственная подобная станция.
- Почему же возникла идея создать что-то новое?
- «Береговой» проект появился потому, что было необходимо выдержать
стандартный размер платформы, а сделать «островной» вариант,
соответствующий этим требованиям, было невозможно из-за нахождения
станции в непосредственной близости с инженерными сооружениями
соседнего предприятия.
- Сергей Владимирович, скажите, каким вагонным парком на
сегодняшний день располагает наш метрополитен?
- Эксплуатационный парк сегодня – 46 вагонов, сейчас при
интервале движения в 8 минут постоянно на линии находятся 5 поездов
по 4 вагона (к сожалению, из-за пока еще достаточной удаленности
«подземки» от центра города, большой загруженности поездов нет –
отсюда такой интервал движения). Каждый вагон имеет вместимость
около 300 человек. Сегодня же вагоны заполняются лишь на 20% от
своей потенциальной вместимости. Я надеюсь, что открытие следующей
станции – «Алабинской», поможет поднять эти показатели на более
высокий уровень и сделает метро более востребованным видом
транспорта.
- Есть ли проблемы с ремонтом подвижного состава, с запасными
частями?
- У Самарского метрополитена хорошая ремонтная база, у нас есть цех
текущего ремонта, который выполняет все регламентируемые работы,
предусмотренные техническими нормативами, в том числе средний и
капитальный ремонт. Проблем с запасными частями у нашего предприятия
практически нет, так как метрополитен наладил хорошие отношения с
одним из главных производителей вагонов метрополитена – Мытищинским
вагоностроительным заводом, а также с Московским заводом по ремонту
подвижного состава. Эти предприятия обслуживают также московский и
питерский метрополитены.
- А имеется ли возможность обновления вагонного парка?
- У нас сейчас есть перспектива обновления парка. Правительство
Самарской области обещало приобрести один новый подвижной состав из
4 вагонов в связи с открытием станции «Российская». Кроме того,
обещают приобрести мотовоз, так как существующие машины физически и
морально устарели (они эксплуатируются уже пятый десяток лет).
- Сейчас все жалуются на кадровый «голод» в плане специалистов
рабочих профессий. А какова картина на метрополитене?
- У нас так же, как и на других предприятиях, не хватает
высококвалифицированных работников, тем более, что метрополитен –
это технически сложный для обслуживания объект, здесь применяется
современное и технически сложное оборудование: комплексная система
обеспечения безопасности движения поездов, радиосвязь, охранная
система, пожарная сигнализация, вентиляционные установки, системы
видеонаблюдения, инженерно-техническое оборудование
жизнедеятельности объектов метрополитена, и т.д. Для этого требуются
специалисты высокой квалификации, как рабочие, так и ИТР. К
сожалению для такой категории работников на данный момент мы не
можем обеспечить высокий уровень оплаты труда. Средний уровень
заработной платы у нас – 10,5 тысяч рублей в месяц.
- Сейчас все предприятия и организации озадачены борьбой с
терроризмом. А каким образом эта работа организована у вас?
- Прежде всего, существует отдел внутренних дел по охране
метрополитена, его задача – обеспечение на объектах метрополитена
общественного порядка. Начиная с 2004 года, когда из бюджета области
в рамках областной целевой программы на средства безопасности
метрополитена было выделено 70 млн рублей, проведен ряд технических
и организационных мероприятий по антитеррористической защищенности
метрополитена. Станции метрополитена на 100% оборудованы
видеонаблюдением. Подобная система слежения позволяет контролировать
наличие посторонних предметов в любом «закутке» метро, «видеть» всех
пассажиров, осматривать платформы и пути, а также территории
кассовых залов, тоннелей и переходов. Видеозаписи складируются в
специальном архиве, что позволяет в нужный момент передать любую
необходимую информацию правоохранительным органам. Кроме этого, у
нас была внедрена система мобильной связи, что позволило связать
оперативной радиосвязью все службы метрополитена. Проводится
совместные тренировки служб метрополитена и подразделений МЧС, ГУВД,
ФСБ при возникновении чрезвычайных ситуаций на метрополитене. В 2007
г. закончены работы по монтажу комплексной системы безопасности
территории и объектов электродепо «Кировское». На данный момент
ведутся пусконаладочные работы. В рамках правительственной программы
по антитеррористической защищенности метрополитена МВД РФ для ОВДМ
приобретена взрывотехническая лаборатория, создана кинологическая
служба, теперь за безопасностью пассажиров следят специально
обученные собаки.
- Сергей Владимирович, как вы считаете, есть ли перспективы у
самарского метро?
- Безусловно, есть. Сейчас на строящемся участке самарского
метрополитена ведутся активные строительные работы по проходке
тоннелей от станции "Российская" до станции "Алабинская". И мы очень
заинтересованы в работе метростроителей, так как чем быстрее
прокладываются туннели и открываются новые станции, тем быстрее
решается проблема «загруженности» самарских дорог, и тем лучше
самарским пассажирам и нам, их перевозчикам.
Интервью подготовила Ольга Арянина
21.01.2008
http://www.samru.ru/society/samaranews/34858.html
|