САМАРСКИЙ САЙТ

 
Начало
Туризм
Транспорт
Торговля
Карта
Разное
Фотогалереи
Статьи
Вопросы
 

Погода
Яндекс.Погода

История города


Станция метро
"Безымянка"

 
Архитектура Безымянки
 
Безымянка глазами жителей

Безымянка - рождение района

      Безымянка - это не только название городского района, но и страница истории нашего города, повествующая о нелегком, но таком необходимом индустриальном прорыве, совершенном в годы Великой Отечественной войны.
      Объективные условия сложились для Куйбышева таким образом, что город за годы войны пережил промышленную революцию, превратился в крупный центр тяжелой индустрии, в город авиа- и машиностроителей.
      В эти нелегкие для страны годы, повинуясь лозунгу "Все для фронта, все для Победы!", в Куйбышевской области появились и окрепли новые отрасли промышленности - авиационная, автомобильная, подшипниковая, нефтеперерабатывающая, газовая, оборонная, велось огромное капитальное строительство, позволившее значительно увеличить площадь города, развивалась научная база.
      И именно так называемый район № 1, район Безымянки, был средоточием индустриальных изменений, центром промышленного переворота.
      Почему именно Безымянская площадка стала базой для размещения эвакуированных из западных регионов страны заводов? Историки предполагают, что существовал план эвакуации стратегических объектов на случай военных действий и неблагоприятного развития событий. Куйбышев в качестве промышленной базы был выбран не случайно. Географическое положение города таково, что, с одной стороны, он находится на достаточно близком расстоянии от западных границ, а с другой - хорошо защищен с запада благодаря широченной Волге, серьезном препятствии для врага. Кроме того, Куйбышев являлся одним из важнейших железнодорожных узлов в стране - через наш город проходила дорога на Урал, Дальний Восток, в Среднюю Азию.
      Несмотря на то, что к началу войны Безымянка была небольшой железнодорожной станцией в 20 километрах от Куйбышева, основы для размещения прибывших с оккупированных территорий заводов начали закладываться уже в 30-е годы. В районе этой степной станции, собственно, и предполагалось строительство промышленного центра. Фундаменты заводских корпусов начали закладывать еще в 1937 году. Огромное значение для ввода в эксплуатацию эвакуированных заводов имело строительство Безымянской ТЭЦ, которое было начато в 1939 году. Еще до войны, в 1940 году, было создано специальное Управление особого строительства НКВД СССР (Особстрой), отвечающее за строительство промышленных объектов. Конечно, этих ресурсов было недостаточно для размещения такого количества сложных промышленных объектов, но тем не менее определенная база имелась, и, как показало время, она обладала большим потенциалом.
      С июля 1941 года в Куйбышев стали прибывать эвакуированные с оккупированных территорий заводы. В срочном порядке строились заводские цеха. Часто приходилось начинать строительство с нуля, ведь в лучшем случае заводские цеха имели недостроенные стены или только фундамент.
      Среди крупнейших промышленных предприятий, прибывших в наш город и введенных в эксплуатацию в военный период, можно назвать государственный авиационный завод № 1 им. И. В. Сталина из Москвы, моторостроительный завод им. Фрунзе из Москвы, один из крупнейших авиазаводов страны - завод № 18 им. Ворошилова из Воронежа. Масштаб работ по вводу промышленных объектов в эксплуатацию был колоссальным. Завод им. Фрунзе был построен всего за полгода во время суровой зимы. По мощности куйбышевский завод был равен тому, который строился и перестраивался в течение 30 лет.
      К началу 1942 года вновь организованный промышленный узел играл большую роль в вооружении Советской Армии. Именно к этому времени фронту была передана первая партия самолетов-штурмовиков Ил-2. Теперь Куйбышевский авиационный комплекс ежедневно поставлял ВВС по 10-15 машин. Да, это грозное оружие, которое враги называли "черной смертью", выпускали на нашей земле. Здесь силами конструкторов куйбышевских авиазаводов оно было усовершенствовано (для защиты задней полусферы был установлен пулемет УБТ-12,5 мм и оборудована кабина стрелка, был разработан более мощный мотор для двухместного Ил-2) и превратилось в лучший в мире самолет этого класса. Именно об этих машинах И. В. Сталин писал в телеграмме заводам № 1 и № 18, что они нужны фронту "как хлеб, как воздух". За годы войны было выпущено и отправлено на фронт 36163 машины Ил-2, а к концу войны - еще 4996 более усовершенствованных Ил-10. Об этом трудовом подвиге жителей Безымянки свидетельствует установленный на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова реальный, побывавший в боях самолет-штурмовик Ил-2.
      Развитие Безымянского заводского комплекса диктовало необходимость предоставления жилья рабочим и ИТР, а также эвакуированным гражданам. Ведь только за первые полгода население Куйбышева увеличилось с 390 до 529 тысяч человек. Уже в начале июля 1941 года было принято Решение Куйбышевского горисполкома о предоставлении жилой площади рабочим и ИТР заводов, эвакуированных в г. Куйбышев. Согласно этому Решению производилось расселение вновь прибывающих работников заводского комплекса. Но тем не менее жилья не хватало, к тому же добираться из города было довольно сложно. Городские транспортные коммуникации были построены только к концу войны. Вокруг новых промышленных предприятий вместе с заводскими корпусами вырастали массивы жилых домов. В основном строились одноэтажные дома каркасно-засыпного и барачного типа. Дорогостоящие трех- и четырехэтажные дома использовались в строительстве лишь как архитектурный акцент. Но тем не менее появились кварталы одноэтажных домов военного времени со всеми современными элементами благоустройства, оборудования и даже озеленения дворовых территорий.
      Развивалась и инфраструктура Безымянских кварталов. Открывались больницы и детские сады, магазины и столовые, клубы и школы. Развивался городской транспорт. В 1944 году был построен первый в области электрифицированный участок железной дороги Куйбышев-Безымянка протяженностью 15 километров, проложена трамвайная линия Куйбышев-Безымянка длиной 12,3 километра.
      Вот так за несколько лет неприметная степная станция превратилась в крупный промышленный район города с собственной бытовой и культурной базой.

Галина Константинова
"Новости рынка недвижимости" №17 от 12.05.2003
Источник: http://www.nrn.ru/article_print.shtml?id=598

Еще материалы о Безымянки

 
 
   
443000, Россия, г.Самара

(c) copyright by Alex, 2006 - 2012                  

Hosted by uCoz